Административный иск


Просмотров: 23

Современный этап развития украинского общества предусматривает решение экономических и социальных проблем, защиты прав и интересов граждан. Согласно ст. 104 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее - КАС) в административный суд имеет право обратиться с административным иском лицо, считающее, что нарушены его права, свободы или интересы в сфере публично-правовых отношений. Субъект властных полномочий имеет право обратиться в административный суд в случаях, установленных КАС Украины. Это означает, что названая статья конкретизирует положения ст. 55 Конституции Украины, где отмечается, что каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Также статья 129 названого кодекса определяет принципы осуществления правосудия в Украине, главными из которых являются: законность, равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом, гласность судебного процесса, обязательность решений суда и прочее. Поэтому суд должен стать действительным гарантом прав и охраняемых свобод и интересов граждан, других субъектов права.

Согласно п. 6 ст. С КАС Украины административный иск - это обращение в административный суд о защите прав, свобод и интересов в публично-правовых отношениях. Итак, административно процессуальным средством, которым обеспечивается реализация права на обращение в суд с целью осуществления правосудия по делам, возникающих в спорах с публично-правовых отношений, является административный иск. При этом в ч. 1 ст. 105 КАС Украины определено, что административный иск подаётся в административный суд в форме письменного искового заявления лично истцом или его представителем.

Административное судопроизводство применяет учение о структуре иска, элементами которого являются: 1) основание иска; 2) предмет иска; 3) содержание иска. Названые элементы должны отражать материально-правовую и процессуальную составляющие административного иска.

Так, основанием (основаниями) административного иска понимают обстоятельства дела (юридические факты) и нормы права, которые в своей совокупности дают право лицу обратиться в суд соответствующей инстанции с требованиями к другому лицу.

Основания иска нельзя отождествлять с нормами права, на которые ссылается истец, а также с документами, которые являются письменным доказательствам юридических фактов, которые составляют основания иска, или возражения против него. В юридической литературе различают две группы фактов. К первой относят активные, то есть такие, которые подтверждают, что спорное право принадлежит истцу, а на ответчика возложены определённые обязанности; ко второй относятся пассивные, в которых сосредоточено выполнение действий ответчиком, направленных на отрицание права истца или утверждения за собой права, ему не принадлежит.

Что касается предмета иска, то он должен иметь правовой характер и исходить из определённых материально-правовых отношений. Под предметом иска понимают материально-правовые требования лица, обратившегося в административный суд соответствующей инстанции с иском к ответчику. Ст. 106 КАС Украины предусматривает требования, предъявляемые к иску: 1) наименование суда, куда подаётся иск; 2) наименование истца, информацию про средства связи и почтовый адрес; 3) наименование ответчика, информацию про средства связи и почтовый адрес; 4) содержание исковых требований и изложение обстоятельств; 5) об истребовании доказательств, вызове свидетелей и тому подобное; 6) перечень документов, которые прилагаются.

Третьим элементом административного иска выступает его содержание, то есть указанная истцом форма судебной защиты. Именно по своему содержанию иски классифицируются на виды. Судебное производство по административному делу инициируется через обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов в порядке искового производства, о чем свидетельствуют ст. 7,11 КАС Украины. В названых статьях определены принципы осуществления правосудия в административных судах. Именно принцип диспозитивности предоставляет заинтересованным лицам, участвующим в административном деле, возможность свободно осуществлять свои материальные и процессуальные права, распоряжаться ими, выполняя процессуальные действия, направленные на нарушение, развитие и прекращение дела в административном суде, а также использовать другие процессуальные средства с целью защиты субъективных прав и охраняемых законом. Следовательно, субъекты самостоятельно регулируют свои отношения, действуют по своему усмотрению по поводу вступления в правоотношения, признание их содержания, осуществления своих прав или воздержание от них.

Наличие принципа диспозитивности в административном процессе обусловлена спецификой публично-правовых споров, результаты решения которых могут повлиять не только на стороны, но и на широкий круг лиц. Реализация диспозитивных прав в административном судопроизводстве всегда находится под контролем суда. В частности, процедуры принятия судом отказа истца от административного иска или признание ответчиком административного иска; принятия судом отказа взыскателя от принудительного исполнения; признание судом условий примирения сторон или мирового соглашения, заключённого в процессе исполнения. Это подтверждается ч. 4 ст. 51 и ч. 4 ст. 112 Кодекса административного судопроизводства Украины, где указываются права и обязанности сторон, участвующих в деле. Суд не принимает отказа истца от административного иска, признание административного иска ответчиком и не признает примирения сторон, если эти действия противоречат закону или нарушают права, свободы или интересы других лиц. Вместо того, ч. 4 ст. 112 КАС Украины доказывает это, но на стадии подготовительного производства.

Подытоживая, отметим, что для надлежащей защиты прав, свобод и интересов в сфере публично-правовых отношений необходимо закрепить такие правовые механизмы, которые могли бы обеспечить полную реализацию прав физических и юридических лиц по административным иском в суд, а суд, в свою очередь, должен стать надёжным гарантом в решении этих споров.

Исходя из указанного, можно сделать вывод, что административный иск в современном административном судопроизводстве следует рассматривать как материально-правовое требование истца к ответчику, обращённую через суд по защите нарушенных прав, свобод и интересов в сфере публично-правовых отношений и в определённой законом процессуальной форме.

Нет ни одного комментария. Вы будете первым кто оставит комментарий.
*Имя:
*E-mail (не публикуется):
Номер телефона (не публикуется):
*Комментарий:
Проверочный код:
Проверочный код: *Повторите: Отправить